Индейца
звали Джон. А достался он мне весьма необычно. Еще будучи аспирантом
Казанского университета, я побывал в Канаде, где познакомился
с доктором Плантом. Профессор занимался филологией североамериканских
индейцев. Позже я предложил доктору стать рецензентом моей кандидатской
диссертации на тему: «Параллели звукового ряда в устном творчестве
индейцев штата Альберта (Канада) и этнических коми-пермяков Глазовского
района Удмуртии (Россия)». Доктор Плант лично приезжал в Казань,
после чего я еще дважды, по приглашению профессора, посещал Канаду.
Однако в Казане прижиться не удалось и я вернулся в Челны, где
и прозябаю до сего времени, возглавляя кафедру одного из ВУЗов,
нашего города.
Но
это уже другая история. Наличие ученой степени и заведование кафедрой
в наше тяжелое время - не гарантия даже сносной жизни, поэтому
пришлось «воевать» на два фронта, подрабатывая в одном из рекламных
агентств «креативным директором». Так что многие слоганы и заморочки
нашего тихого городка, моих рук (вернее мозговых извилин) дело.
И
тут звонок.
-
Николай Владимирович, дорогой! У меня для Вас прелюбопытнейший
экземпляр. Индеец! Я сейчас в Нижнем Новгороде, на семинаре (как
жаль, что Вас нет!). Хочу на несколько дней заехать к Вам в Челны.
Индеец, я Вам скажу, прямо с берегов Виннипега. Не поверите, это
абсолютная глушь. Английского, а уж тем более русского он не знает,
как впрочем и все их чудом уцелевшее от нашей цивилизации племя.
Увязался со мной. Может быть Вы покажете ему наш грешный мир,
а то жаль парня, сидит без дела у меня в гостиничном номере. Да
и Вы бы поупражнялись на языке Ауякаме, соскучились небось…
В
общем, через два дня я встречал доктора Планта и его индейца в
аэропорту Бегишево. Индейца на самом деле звали Крылом Чистого
Неба – Ахалка Унге Чико, но Плант звал его просто Джоном, и тот
был не против, считая, что Джон - это такое почетное обращение
к гостям у бледнолицых. Меня гость прозвал Твердой Рукой, за мое
умение быстро «шаманить» по клавишам компьютера.
Наступила
пора знакомить Джона с нашим городом. Мы ехали на моей подержанной
«пятерке», Джон глазел по сторонам и засыпал меня вопросами.
-
О, мой бледнолицый друг Твердая Рука, что это за открытые страницы
книг по сторонам Больших Серых Троп? У нас в племени тоже есть
книга, но ее умеет читать только наш шаман Интоку Акба Чико, и
я ее видел только раз, когда проходил обряд посвящения в мужчины.
-
Это рекламные щиты, - отвечал я Джону. – И они немного похожи
на страницы книги вашего шамана. Кто их читает, тот…
-
Набирается мудрости! – закончил за меня индеец.
-
Э… ну… гм-гм… Скажем так: кто их читает, тот получает определенную
информацию, правильное распоряжение которой иногда приводит к
положительному результату.
-
???!
-
И что говорит вот эта страница, Твердая Рука?
Индеец указал на мимо проплывающий щит.
-
ПЕТР I. Смотри вперед! - прочел я изречение.
-
Вперед?! - индеец винтом вывернулся наружу. - А что там, впереди?
Впереди
с другого щита торчали дамские ножки.
-
О-о-о! - воскликнул индеец, падая на сидение. - Это ноги Края
Энургири! Я узнал их! По нашей легенде, Края Энургири пришла с
запада, неся с собой блаженство и вечное Чхо. Мы едем к Края Энургири
за вечным Чхо, мой бледнолицый друг?
Но
тут блаженную улыбку индейца сменила гримаса гнева:
-
Кто этот чёрный индеец? Он вызывает нас на тропу войны?
-
Нет, нет, - попытался я успокоить своего гостя. - Это не индеец,
а негр. И он просто говорит, что пришла «пора меняться».
-
Хэнэк, - безапелляционно заключил Джон, - Индеец, превратившийся
в негра - это всегда страшно. Но я бы посоветовал ему не меняться,
а помыть себя.
Джон
помолчал, и, прямо по Станиславскому, выдержав паузу, закончил:
-
Иногда помогает!
Так
щиты сменяли друг друга и я объяснял содержание тех из них, которые
привлекали внимание моего «дикого» гостя.
-
Это реклама пива, - деловито басил я, кивая в сторону наползающего
слева щита.
-
Пиво, - тут же принялся я разъяснять индейцу, - это что-то типа
вашей «огненной воды», только желтого цвета и не такое крепкое.
-
А это, - на разделительной полосе появился щит с миловидной дамочкой,
задумчиво глядящей на проезжающих, - реклама сигарет. Вот вы курите
трубки, а наши люди курят сигареты. Но в отличие от вас, у нас
есть выбор, что курить. Возможность выбора - одно из приятных
следствий цивилизации.
Индеец
внимательно выслушивал мои объяснения, становясь с каждым «намотанным
на кардан» километром все молчаливее и серьезнее.
-
Вы очень странное племя, - наконец сказал Джон, - Вы пишете на
страницах Книги Большой Серой Тропы шаманские заклинания не боясь,
что их прочитают дети. У нас, к примеру, о Края Энургири говорят
только после того, как станешь мужчиной. А у Вас через каждые
четыре вздоха, страницы Книги о трубке Мира и огненной желтой
воде. А что если твой сын попробует огненную желтую воду и трубку
Мира до того как станет Настоящим Индейцем?!
Я
молчал, обдумывая слова гостя.
-
Он превратится в Горуна, - не дождавшись моего ответа, назидательно
сказал Джон. – Я вижу их и в твоем племени, мой бледнолицый друг.
И их много, слишком много.
-
Бойся тех людей, - наклонившись ко мне, заговорщицки зашептал
индеец, - кто пишет эту Книгу. Это Горные шаманы. Давай встретимся
с твоим вождем, у меня есть, что ему сказать. Если он Настоящий
индеец, он остановит Горных шаманов. Я видел, как ты, Твердая
Рука, набирал на своей волшебной штуке с гордым именем «компьютер»
тайные тексты. Я думаю, что и ты тоже шаман, только Лесной. Напиши
новую Книгу. Иначе Горные шаманы вас поглотят.
Я
ехал и смотрел на все новые и новые страницы Книги Горных шаманов.
Через каждые четыре вздоха в мое сознание входило очередное заклинание
и мне чудилось, как я медленно превращаюсь в Горуна. Но Крыло
Чистого Неба не знал, что я и сам один из Горных шаманов. Я сильнее
надавил педаль акселератора. Страницы помчались быстрей, мелькая
перед нашими глазами.
Горный шаман увозил Крыло Чистого Неба на север, по Большой Серой
Тропе. «Вождь с нами, - думал Горный шаман, – а страницы… Через
два дня ты к ним привыкнешь как и к Горунам. Лесные шаманы… Лесных
шаманов давно нет. А если б и были, кто им даст писать Книгу.
Уж мы за этим проследим. Правда?…»
комментарии
|